В преддверии празднования 72-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы публикуем  воспоминания ветеранов войны – сотрудников ФГУП «НИИ НПО «ЛУЧ».

АРСЕНИЙ ФЕДОРОВИЧ ПЕТРОВ (1915—1997 г.)

Работал директором Опытного Завода с 1959 по 1983 год. Воинское звание — техник-лейтенант. Участвовал в войне с 1944 по 1945 г. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны II степени, Красной звезды (двумя), Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, медалями «За трудовое отличие», «За Победу над Германи­ей», «За Победу над Японией».

«В 1938 году я окончил с отличием военно-химический факультет Ленин­градского института с присвоением звания инженера-технолога по снаря­жению боеприпасов. По путевке был направлен на постоянную работу в город Электро­сталь на завод снаряжения боеприпасов. В трудную во­енную осень 1941 года, когда враг прорвался к подступам Москвы, и уже было решение самим взорвать наш завод, мне доверили в качестве начальника сопровождать эшелон с людьми и оборудованием в Новосибирск на вновь органи­зуемый завод по снаряжению боеприпасов. Через три ме­сяца лютой сибирской зимы, в деревянных сараях бывшего артсклада, наш коллектив, доукомплектованный сибиряка­ми, приступил к выпуску боеприпасов, крайне необходимых фронту. Работали сменами по 12 часов без выходных. До осени 1944 года я работал на этом заводе в должности начальника комплекса снаряжения боеприпасов. За освоение технологии снаряжения дальнобойных 122 и 152-мм артсна­рядов в 1943 году был награжден первой правительственной наградой – медалью «За трудовое отличие». В том же году маршалом артиллерии Н. Н. Вороновым мне было присвоено звание техника-лейтенанта.

Осенью 1944 года я был призван в ряды действующей Армии на Третий Белорусский фронт в 39-ю Армию 221-ю Краснознаменную Мариупольскую стрелковую дивизию, в батарею 76-мм пушек 671-го стрелкового полка, на долж­ность командира взвода боепитания батареи. Батарея наша имела четыре 76-мм полковых пушки образца 1927 года на конной тяге и состояла из четырех офицеров и около 60 че­ловек сержантского и рядового состава. В наступательных боях она находилась непосредственно в боевых порядках пехоты и действовала огнем прямой наводкой по пехоте и огневым позициям неприятеля. Наша дивизия участвовала на 11 фронтах в составе 12 армий – была удар­ной, и поэтому личному составу ее сильно доставалось, и в наступательных боях она несла большие потери в живой силе и технике.

Особо ожесточенные бои шли при прорыве немецко-фашистской обороны и далее по всему Земландскому по­луострову. Восточно-Прусская операция являлась частью общего наступления Советской Армии от Балтики до Кар­пат. Город Кенигсберг (ныне Калининград) и Военно- морская база Пиллау были оплотом немцев на Балтийском море и защитой Берлина с Северо-Востока. В Восточной Пруссии немцы держали хо­рошо вооруженную армию в составе более полутора мил­лионов человек и большого количества военной техники. Каждый город, селение, хутор был заранее подготовлен к активной обороне, а сам город Кенигсберг представлял со­бою город-крепость и имел три линии оборонительных укре­плений с большим количеством фортов, а в центре города — цитадель. Гитлер и военное командование считали крепость неприступной для врага.

Прорыв первой линии обороны Восточной Пруссии в районе города Пилькален дивизия начала 14 января 1945 года. После 30-минутной артподготовки наши части, при поддержке танков и авиации, приступили к штурму глубоко эшелонированных немецких укреплений. Враг был разбит и начал отступление на заранее подготовленные позиции, неся большие потери в живой силе и технике. Мы так же понесли большие потери убитыми и, особенно, ранеными. За период с 14 по 31 января 1945 года наша дивизия с боями прошла 170 км, форсировала реки Инстер и Дайма, овладела семьюдесятью шестью населенными пунктами, и в том числе городами То­пиау и Вольдау.

В моей памяти остался на всю жизнь оже­сточенный бой за взятие сильно укрепленного города Топиау (ныне Гвардейск) на высоком берегу реки Дайма. Бой длил­ся более трех суток, обе стороны несли большие потери, но затем приступом наших частей он был взят. Наш полк, за штурм и овладение городом Топиау, кото­рый являлся ключом к крепости Кенигсберг, был награжден орденом Боевого Красного Знамени, а 100 человек из со­става полка были награждены орденами и медалями. Меня наградили орденом «Красная Звезда», весь личный состав полка получал благодарность от Верховного Главнокоман­дующего. Вручал награды командир полка в лесу, в момент кратковременной передышки.

19 февраля 1945 года гитлеровцы, с целью деблокирования Кениг­сберга, нанесли два внезапных встречных удара: из Кениг­сберга и с Земландского полуострова. После трехдневных ожесточенных боев им удалось оттеснить войска 39 Армии и создать коридор, соединяющий кенигсбергскую группи­ровку с земландской. Наша дивизия, полк и наша батарея участвовала в этих ожесточенных, кровавых боях в районе села Меденау в Крагау. Наши воины проявляли бес­примерное мужество в героизм. Про­тивник, сосредоточив превосходящие силы, при мощной под­держке артиллерии и танков контратаковал позиции нашей дивизии. Главный удар наносился на участке нашего 671 Краснознаменного полка, который был занят стрелковым батальоном майора Перетрухина. Положение было критическим. Майор поднял бойцов в контратаку и сам шел в боевых по­рядках рядом с бойцами с автоматом и гранатами, личным примером увлекая бойцов вперед. В боях 19 февраля батальоном Перетрухина было уничтожено свыше 600 фа­шистов, танк и две самоходных пушки «Фердинанд». В этот же день враг потеснил правый фланг нашей пехоты и просочился во фланг наших батарей. Командир огневого взвода — лейтенант Петренко выдвинул орудия на прямую наводку и в упор расстреливал врага, а когда фашисты при­близились, поднял бойцов батареи в контратаку и первый бросился на врага. В этом сражении было уничтожено свыше 150 гитлеровцев. За проявленное исключительное мужество и героизм майору Перетрухину (посмертно) и лейтенанту Петренко присвоено звание Героя Советского Союза.

В этих боях наша батарея 76 мм пушек, попав в окру­жение и заняв круговую оборону, отражала картечью и ав­томатным огнем яростные атаки фашистов. В бою погибли комбат капитан Иван Верещак, командир огневого взвода лейтенант Александр Калиберда, был тяжело ранен второй командир огневого взвода Шота Калия, на 70 % был выве­ден из строя весь личный состав батареи (убитыми и ране­ными). Я, единственный оставшийся в строю офицер, 10 дней исполняя обязанности комбата, с остаткам бойцов батареи и одной пушкой продолжал боевые действия в составе 671 стрелкового полка. В эти дни фашисты прорвали фронт, об­разовали коридор, соединившись с осажденным 100 тысяч­ным гарнизоном Кенигсберга. Нашим полкам пришлось с боями выходить из окружения, неся большие потери в живой силе и технике от ураганного пулеметно-минометного огня и бомбежки с воздуха. В боях в Восточной Пруссии погиб ко­мандующий Третьим Белорусским фронтом генерал-армии И. Д. Черняховский и с 22 февраля командовать фронтом стал маршал А. М. Василевский. Погиб Герой Советского Союза Александр Космодемьянский — брат Зои Космоде­мьянской и много, много храбрых воинов-героев. Только наша дивизия понесла потери в 1600 человек убитыми и 2400 человек ранеными.

Доукомплектовавшись личным составом и вооружением приступили к ликвидации Земландской группировки, пред­варительно закрыв образовавшийся коридор к окруженному Кенигсбергу. Во второй половине марта 1945 года земландская группиров­ка была разбита, и на очереди стала задача разгрома Кениг­сбергской группировки врага.

Штурм и взятие города-крепости Кенигсберг начали 6 апреля 1945 года, а 9 апреля, после жесточайшего артобстрела и бом­бежек с воздуха, командование крепости капитулировало. Сдалось около 100 тысяч немецких солдат и офицеров, за­хвачено много военной техники и складов с военным иму­ществом и продовольствием. За успешные боевые действия в Восточной Пруссии и участие во взятии г. Кенигсберг нашу дивизию наградили орденом Суворова, а все участники боев получили благодарность Верховного Командующего и ме­даль «За взятие Кенигсберга».

В 1946 году после войны с Японией я демобилизовался и приступил к мирному труду на своем родном заводе в Электро­стали. А в 1959 году, находясь в резерве Министерства, был вы­двинут на должность директора опытного завода в Подоль­ске, где проработал более 20 лет».