Физик, один из раз­ра­бот­чи­ков пер­вой совет­ской водо­род­ной бомбы;
док­тор физико-мате­ма­ти­че­ских наук. Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда, Лау­реат Ленин­ской и двух Государ­ствен­ных пре­мий СССР.

Юрий Алек­сан­дро­вич Рома­нов родился 17 июня 1926 года в Москве, в семье инже­не­ров. В 1933 году Юрий посту­пил в школу № 64 г. Москвы, в 1942 году сдал экс­тер­ном экза­мены за 10 класс и тогда же посту­пил на заоч­ное отде­ле­ние Мос­ков­ского государ­ствен­ного уни­вер­си­тета в Сверд­лов­ске. В 1947 году Юрий Алек­сан­дро­вич с отли­чием закон­чил заоч­ное отде­ле­ние МГУ, годом позже посту­пил в аспи­ран­туру ФИАН, в отдел члена-кор­ре­спон­дента АН СССР И.Е. Тамма.

Группа тео­ре­ти­ков под руко­вод­ством И.Е. Тамма пору­ча­лись иссле­до­ва­ния прин­ци­пов созда­ния тер­мо­ядер­ного ору­жия. Пер­во­на­чаль­ный состав группы — А.Д. Саха­ров, В.Л. Гин­збург, С.З. Белень­кий и Ю.А. Рома­нов. Тогда же Андрей Дмит­ри­е­вич Саха­ров выска­зал идею, кото­рая легла в основу созда­ния пер­вой водо­род­ной бомбы. В 1950-м Саха­ров, Тамм и Рома­нов при­е­хали в Саров в КБ-11. Рабо­тал сна­чала в долж­но­сти млад­шего, затем стар­шего науч­ного сотруд­ника, началь­ника отдела. Рабо­тал с пол­ной отда­чей, с напря­же­нием всех сил. Пони­мал и важ­ность задачи, и необ­хо­ди­мость её реше­ния для страны.

В 1952 году Ю.А. Рома­нов защи­тил в Инсти­туте атом­ной энер­гии дис­сер­та­цию на соис­ка­ние уче­ной сте­пени кан­ди­дата физико-мате­ма­ти­че­ских наук по мето­дам рас­чета ней­трон­ных кине­ти­че­ских про­цес­сов.

Юрию Алек­сан­дро­вичу Рома­нову, несмотря на его очень моло­дые годы, уда­лось достичь мно­гого в этой слож­ней­шей работе. Он добился полу­че­ния важ­ных резуль­та­тов, среди кото­рых наи­бо­лее зна­чи­тель­ные — это раз­ра­ботка усо­вер­шен­ство­ван­ного диф­фу­зи­он­ного метода пере­носа ней­тро­нов, усо­вер­шен­ство­ва­ние ана­ли­ти­че­ской тео­рии Лан­дау кпд атом­ных заря­дов, уча­стие в раз­ра­ботке РДС-6с (рас­четы кине­тики ядер­ных и тер­мо­ядер­ных реак­ций в слоях из тяже­лых и лег­ких веществ, оценки энер­го­вы­де­ле­ния).

В 1955 году в связи с обра­зо­ва­нием НИИ-1011 (ВНИИТФ) Ю.А. Рома­нов был пере­ве­дён в этот инсти­тут на долж­ность началь­ника тео­ре­ти­че­ского сек­тора (отде­ле­ния). В 1957 году он стал заме­сти­те­лем науч­ного руко­во­ди­теля — началь­ни­ком тео­ре­ти­че­ского сек­тора, а в 1960 году — пер­вым заме­сти­те­лем и началь­ни­ком тео­ре­ти­че­ского сек­тора.

В 1961 году Ю.А. Рома­нов пер­вым обра­тил вни­ма­ние на то, что иссле­до­ва­ние пора­жа­ю­щего воз­дей­ствия кос­ми­че­ского взрыва на воен­ную тех­нику можно инфор­ма­тивно изу­чать в усло­виях спе­ци­аль­ных под­зем­ных ядер­ных испы­та­ниях. Так скла­ды­ва­лась идео­ло­гия облу­ча­тель­ных опы­тов, кото­рые поз­во­лили полу­чить цен­ней­шую инфор­ма­цию. Для руко­вод­ства облу­ча­тель­ными опы­тами в эти годы Ю.А. Рома­нов часто выез­жал на поли­гоны.

За ком­плекс работ, свя­зан­ных с осво­е­нием кос­ми­че­ского про­стран­ства, в 1961 году Ю.А. Рома­нов удо­стоен зва­ния Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда с вру­че­нием ордена Ленина и золо­той медали «Серп и Молот».

В сен­тябре 1967 года Юрий Алек­сан­дро­вич воз­вра­ща­ется во ВНИИЭФ. Дол­гое время он успешно руко­во­дил рабо­тами в обла­сти про­ти­во­ра­кет­ной обо­роны (ПРО) со сто­роны Минсредмаша и коор­ди­ни­ро­вал эти работы со смеж­ными ведом­ствами.

Более трид­цати лет Ю.А. Рома­нов являлся пред­се­да­те­лем спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ного Совета ВНИИЭФ по защите кан­ди­дат­ских дис­сер­та­ций и чле­ном Уче­ного Совета ВНИИЭФ (по защите док­тор­ских дис­сер­та­ций). Пери­о­ди­че­ски был чле­ном экс­перт­ного Совета ВАК СССР и РФ. Более 40 лет Ю.А. Рома­нов являлся чле­ном НТС № 2 Роса­тома (Мина­тома, МСМ), с 1967 года — чле­ном НТС ВНИИЭФ.

На про­тя­же­нии более 20 лет под руко­вод­ством Ю.А. Рома­нова успешно раз­ра­ба­ты­вался ряд спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных ядер­ных средств для новой тех­ники обо­рон­ного зна­че­ния, потре­бо­вав­ших реше­ния новых физи­че­ских про­блем, свя­зан­ных с явле­ни­ями, вызы­ва­е­мыми ядер­ными взры­вами в кос­ми­че­ском про­стран­стве. Сле­дует особо отме­тить уча­стие Ю.А. Рома­нова в реше­нии ком­плекс­ных вопро­сов раз­ви­тия обо­рон­ной тех­ники.

У Юрия Алек­сан­дро­вича было много пре­крас­ных увле­че­ний. Он был силь­ным шах­ма­ти­стом и играл в любую под­хо­дя­щую минуту. Очень любил и хорошо знал музыку, осо­бенно фор­те­пи­ан­ную. Мно­гие из мело­ма­нов и Сарова, и Сне­жин­ска хра­нят вол­ну­ю­щие вос­по­ми­на­ния о том, как Ю.А. Рома­нов испол­нял Шопена и Бет­хо­вена. Позд­нее он сам редко при­ка­сался к кла­ви­шам, но ста­рался не про­пус­кать кон­церты в Доме учё­ных.

Ещё Юрий Алек­сан­дро­вич сла­вился сво­ими корот­кими весё­лыми сти­хами, напи­сан­ными на раз­ных засе­да­ниях, в поезд­ках, коман­ди­ров­ках. В них даны лако­нич­ные, яркие мини-порт­реты зна­ко­мых, зари­совки собы­тий и дел.

Юрий Алек­сан­дро­вич Рома­нов при­над­ле­жит к заме­ча­тель­ной пле­яде оте­че­ствен­ных учё­ных, кото­рые, созда­вая совет­ское тер­мо­ядер­ное ору­жие, всту­пили в сорев­но­ва­ние с луч­шими учё­ными мира, рабо­тав­шими тогда в США над ана­ло­гич­ной про­бле­мой. И не усту­пили. Их работа вошла золо­той стра­ни­цей в исто­рию совет­ской науки.

Ю.А. Рома­нов ушел из жизни 1 ноября 2010 года.